На главную
Карта сайта
Написать письмо

Кострома Кострома Мышкин Плес Тутаев
Наш опрос
Как вы узнали у о нашей компании?
Интернет
Партнеры
Другое

История Костромы (начало)

В конце XI века в леса Среднего Поволжья, где издавна обитало племя мерян, пришли славянские колонисты. Это были выходцы из Юго-Западной Руси. Заволжье привлекало их обилием леса, ценного пушного зверя, рыбы, месторождением соли. Они основали при впадении в Волгу реки Костромы небольшое поселение. Несколько позднее, около 1152-1157 года, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, укрепляя северную границу своих владений, заложил при слиянии Костромы и Волги пограничный город-крепость Кострому. Кострома стала центром дальнейшей колонизации лесного Заволжья, от нее начиналась дорога к Галичу, Чухломе, Соли Галицкой (Солигаличу) - древнейшим славянским поселениям Костромской области.

Лесное Заволжье - край болот и дремучих лесов; здесь цивилизация развивалась медленно, дольше сохранялись обычаи глухой старины. Само название города, породившее столько гипотез у историков, происходит, по-видимому, от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы.

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.

История средневековой Костромы - это рассказы о набегах татар, междуусобных распрях князей, пожарах, выжигавших город дотла, эпидемиях чумы и холеры, народных волнениях.

Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III "Большое гнездо". В этом году ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату - владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов. В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома вновь была сожжена, но уже войсками Батыя, разорившим все волжские города "до Галича Мерьского". Очевидно, после 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Федора Стратилата, имя которого он носил в крещении.

В 1246 году Кострому отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича - Василию. Василий Ярославич прожил недолго и умер 37 лет отроду в 1276 году, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы. В 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор. С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней.

В 1272 году неподалеку от Костромы, близ современного села Некрасова произошла битва с татарами, окончившаяся победой русских воинов, сражавшихся под предводительством Василия Ярославича. В память об этой победе костромичей над татарами была поставлена в начале XVIII века на берегу озера у села Некрасова каменная часовня, увенчанная шатровым покрытием и расписанная внутри в двадцатых годах XVIII века фресками, часть из которых посвящена победе костромского войска в битве 1272 года.

После смерти Василия Ярославича Кострома опять стала глухим городом. В 1330-1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества.

Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества : она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение. В XIV веке происходит постепенное разрастание города за счет переселенцев, бежавших из Смоленского, Тверского и Рязанского княжеств от усобиц князей и татарских набегов. С XIV века правил Костромой воевода, назначаемый московским князем. В 1380 году костромичи под предводительством своего воеводы Ивана Родионовича Квашни храбро сражались на Куликовом поле. Летописи рассказывают о том, что костромские воины Федор и Григорий после битвы Дмитрия Донского "под сеченым деревом березовым бита велми отдыхаюша".

В дни нашествия на Москву Тахтамыша Дмитрий Донской бежал в Кострому, собрал здесь ополчение и вернулся с ним в столицу. Позднее, когда Москве угрожал Едигей, в Костроме укрывался сын Дмитрия - Василий.

В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу : Ипатьевский и Николо-Бабаевский.

В начале XV века Кострома была уже довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представление сообщение от 1413 года, где говорится, что во время пожара в Костроме сгорело 30 церквей. После этого пожара город был отстроен заново, но несколько изменилась его топография в связи с перенесением кремля на высокий берег Волги, на то место, где теперь находится городской парк.

В первой половине XV века Кострома, Галич и Чухлома стали ареной распрей московского князя Василия Темного с сыновьями Юрия Звенигородского - Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое княжение московское. Сильно страдало костромское население в XV веке и от набегов разбойничьих ватаг новгородских ушкуйников и летучих отрядов конницы казанских татар, не раз внезапно нападавших на город, грабивших и сжигавших его посады.

После пожара 1413 года в Костроме, по велению великого московского князя Василия Дмитриевича, были возведены в новом кремле первые в городе каменные здания Успенского и Троицкого соборов. Но эти здания, горевшие и рушившиеся в XVI и XVII веках, неоднократно перестраиваемые в XVII и XVIII столетиях, не сохранились до наших дней.

Значительно расширилось каменное строительство в Костроме во второй половине XVI века, в связи с возвышением бояр из рода Годуновых. Годуновы считали себя потомками легендарного татарского мурзы Чета, принявшего, якобы, в начале XIV века христианство и основавшего близ Костромы Ипатьевский монастырь. Борис и Дмитрий Годуновы начали каменное строительство стен и зданий Ипатьевского монастыря.

К концу XVI века в Костроме увеличилось число ремесленников и торговцев, выросло посадское население. Но и это короткая полоса подъема была вскоре прервана.

В начале XVII века Россия подверглась нападению польско-шведских интервентов. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. Осенью 1608 года в древнем Галиче поднялось восстание против поляков, быстро распространившееся по всем городам костромского края. В ноябре - декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, освободили Кострому.

Лжедимитрий II послал в Кострому для подавления этого восстания карательный отряд пана Лисовского, 28 декабря восстание с помощь изменников бояр было подавлено, и в январе 1609 года Лисовский пошел из Костромы в Галич. Сразу же после ухода отряда Лисовского к Костроме подступило новое ополчение патриотов, и 4 марта польский гарнизон, оставленный Лисовским, вынужден был сдать город и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря. Ополчение галичских, вологодских, кологривских, парфеньевских, устюжских и костромских крестьян и ремесленников, освободившее город, начало длительную осаду Ипатьевского монастыря. На помощь осаждающим прибыло 5 тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. 1 мая к осаждающим подошел новый отряд ополченцев под командой опытного в ратных делах воевода Давида Жеребцова. По его приказанию, вокруг Ипатьевского монастыря было вырыто двойное кольцо рвов, прервавшее связь осажденных с внешним миром. На помощь засевшему в монастыре гарнизону интервентов в конце мая подошел отряд под командой Лисовского, но все его попытки прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги окончились неудачей. Отряд Лисовского вынужден был бросить осажденных на произвол судьбы. Ночью 24 сентября 1609 года костромичи Константин Мезенцев и Николай Косыгин сумели заложить под одну из стен монастыря бочку с порохом. При взрыве герои погибли, но в образовавшийся пролом стены бросились ополченцы и после короткой и жестокой схватки выбили интервентов из монастыря. Поляки пытались спастись бегством. Их настигли и уничтожили у села Некрасова, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар. Этим эпизодом и окончилось освобождение Костромы от польских интервентов. В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского, принимавших участие в освобождении Москвы.



читать дальше>>